В Госдуме рассматривается закон об ответственности застройщиков перед дольщиками

Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал депутатам принять в первом чтении подготовленный правительством законопроект об ответственности застройщиков перед дольщиками при строительстве многоквартирных домов.

Законопроект, в частности, предполагает, что с 1 марта 2016 года вступят в силу дополнительные требования к минимальному размеру собственного капитала застройщиков. Он должен составлять не менее 5% от величины, рассчитываемой как произведение общей площади жилья в многоквартирных домах, строящихся застройщиком с привлечением средств дольщиков, на среднюю цену квадратного метра на первичном рынке. Если размер собственного капитала не соответствует этому требованию, сумма собственных капиталов девелопера и юридических лиц, заключивших договор поручительства, должна составлять не менее 1 млрд рублей.

Как отметила на заседании комитета замминистра строительства Наталья Антипина, нынешнее законодательство не содержит требований к надёжности застройщика на начало привлечения средств граждан.

"Установленные нормативы финансовой устойчивости застройщик обязан соблюдать лишь в процессе привлечения средств. То есть законодательство позволяет начать привлечение средств граждан застройщиком, который имеет задолженность по налогам, находится в одной из стадий банкротства или даже на стадии ликвидации", - сказала Н.Антипина.

Депутат Госдумы Александр Хинштейн на заседании комитета отметил, что норма о сумме собственного капитала в размере 1 млрд рублей не реализуема, так как "у нас в России нет ни одной группы компаний, у которых собственные средства превышают миллиард рублей". Он также отметил, что эта норма может привести к монополизации рынка.

Законопроект также устанавливает требование к раскрытию застройщиком информации на его официальном сайте в интернете. Кроме того, законопроект предусматривает расширение полномочий контролирующих органов исполнительной власти субъектов РФ в части контроля за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых дольщиками, а также наделение таких органов полномочиями по контролю за привлечением денежных средств граждан жилищно-строительными кооперативами.

С 1 июля 2016 года законопроектом предусматривается создание и ведение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти единого реестра застройщиков, а с 1 января 2017 года предусматривается расширение целей использования денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства.

Законопроект также предусматривает использование механизма банковского проектного финансирования строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости с открытием счетов эскроу для размещения средств дольщиков в качестве одного из возможных способов обеспечения прав участников долевого строительства. В целях регулирования нового механизма в документе предусматриваются особенности открытия, ведения и закрытия счета эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве.

Кроме того, законопроект легализует право застройщика использовать средства дольщиков на строительство передаваемых в собственность государства социальных объектов.

"Не секрет, что на застройщиков органы власти на местах накладывают обязанности по строительству объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры. Предлагается легализовать право застройщика использовать средства дольщиков на эти цели при условии, что в последующем указанные объекты будут безвозмездно переданы в государственную и муниципальную собственность", - сказала Н.Антипина.